XV Городской фестиваль использование информационых технологий в образовательной деятельности 2018-2019

Секция №2

 

участвующих в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий opened=0

 

Описание опыта работы по методическому сопровождению и организационной поддержке педагогов, участвующих в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий (Скачать в формате MS Word)

Методическое сопровождение педагогов района, участвующих в конкурсах в области информационных технологий, как условие роста их ИКТ – компетентности

Леухина Елена Владимировна, методист по информатизации

Государственное  бюджетное учреждение дополнительного педагогического  профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Курортного района Санкт-Петербурга (ГБУ ДППО ЦПКС «ИМЦ») Курортного района Санкт-Петербурга

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении  всего того, что знаешь»

 А. Дистервег

На сегодняшний день в нашем образовании происходят глубокие изменения и стремительные перемены. На смену прежнему стилю работы приходит новый стиль работы,  и одним из показателей профессиональной компетентности педагогов является его способность к самообразованию разными методами: чтение новинок методической литературы, участие в семинарах, конференциях и  конкурсах различного уровня. Конкурсы – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и региональном уровне.

Таким образом, конкурсы ИТ рассматриваются как возможность диссеминации педагогических идей, а также как  эффективная форма повышения квалификации педагога в области ИКТ. Более того, они являются средой, в которой выращиваются потребности к исследовательской деятельности, когда участник, нередко первоначально, выходит на исследование собственного опыта, рефлексию эффективности используемых методов и приёмов, описанию их характеристик и на этой основе − на осмысленное представление своих достижений педагогическому сообществу.

 Конкурсы педагогических достижений любого уровня, в том числе и конкурсы  по использованию информационных технологий,  должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; активизировать творческую деятельность педагогов в сфере использования информационных технологий;  выявлять оригинальные методики и приемы сопровождения методической поддержки учителей, участвующих в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий; способствовать распространению инновационных образовательных практик.

Основные факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

  • профессионально-личностный интерес;
  • потребность в передаче приобретенного опыта;
  • желание познакомиться с опытом других учителей;
  • желание приобрести определенный профессиональный статус;
  • желание повысить педагогическое мастерство;
  • получить признание в педагогическом сообществе,
  • стремление стать лучшим.

 Положительные стороны участия педагогов в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий:

  • развитие творческого потенциала и способностей, компетенций педагогов, активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, профессионального общения;
  • возможность заявить о внедрении новых информационных образовательных технологий, а также  внедрить в образовательный процесс свой передовой опыт.

В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в конкурсе по информационным технологиям. Специфика методического сопровождения педагога выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу ИТ и предполагает непрерывность деятельности  обеих сторон.

Этапы,  через которые  проходит педагог в процессе участия в конкурсе:

  • I этап – вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий;
  • II этап – формирование ИКТ - компетентности педагогических работников района;
  • III этап – постконкурсный, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, происходит более глубокое осмысление профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.

Цель методической работы: оказание методической помощи педагогам, принимающим участие в конкурсах в области ИКТ.

Задачи:

  • осуществлять методические сопровождение использования ИКТ;
  • создавать условия для повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ;
  • обобщать и распространять педагогический  опыт в области использования ИКТ;
  • активизировать работу учителей по участию в районных, городских, региональных и всероссийских  конкурсах в области ИКТ.

Методист  должен владеть ИКТ - компетенцией на высоком профессиональном уровне, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач.  Это требует и от самого методиста непрерывного повышения собственной квалификации. Как районный методист по информатизации я постоянно занимаюсь самообразованием и активно распространяю  свой  опыт через районные и городские семинары, конференции, мастер–классы, которые проводятся в районе, на базе СПб АППО,  СПБЦОКО и ИТ и ОУ Санкт-Петербурга; выступаю с докладами; имею печатные работы.

1 этап. Вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий.

В нашем районе  сложилась традиция проведения конкурсных мероприятий для педагогов с использованием информационных технологий: районный этап городского фестиваля  «Использование информационных технологий в образовательной деятельности; районный конкурс сетевых образовательных проектов; региональный профессиональный педагогический конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир», городской конкурс видеоуроков «Учись видеть».

Методическое сопровождение педагогов ОО происходит с учетом анализа за прошедший год,  при  этом  учитываются индивидуальные  запросы и потребности педагогов.  Первоначально проводятся  тематические мониторинги:

После проведения каждого мониторинга составляются аналитические справки , которые дают возможность сделать сравнение и оценку за отчетный период и наметить план мероприятий.  Через анкетирование в области ИКТ выявляются затруднения, которые испытывают педагоги, и по результатам  исследований планируются консультации и межкурсовая работа.

По итогам мониторинговых исследований в образовательных учреждениях наметились благоприятные тенденции:

  • совершенствуется материально-техническая база ОО;
  • формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях;
  • расширяются знания педагогических кадров в области информационных и интерактивных технологий.

2 этап. Формирование ИКТ - компетентности педагогических работников района

Базовые ИКТ - компетентности учителя определены квалификационными характеристиками в  «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» и  профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".  Повышение квалификации современного учителя в области формирования ИКТ - компетентности требует его  знакомства  с электронными образовательными ресурсами в конкретной предметной области и методикой  их внедрения в учебный процесс, а также  формирования навыков работы в информационном пространстве, самостоятельного освоения новых ресурсов и технологий в рамках последующего неформального обучения.

Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность путем использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта, что требует периодического обновления программ повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями времени.

Организация курсовой подготовки педагогов в области ИКТ на базе ИМЦ

Для повышения профессионального уровня педагогов района в области ИКТ методистом разработаны 4 модуля  программы «Использование информационно-коммуникационных технологий в практической образовательной деятельности»:

На сайте ИМЦ размещен перечень курсов  повышения квалификации педагогов в области ИКТ на базе ИМЦ:

Уровень подготовки

Наименование курса

Формируемые компетентности

Базовый 1 уровень

Курс «Основы компьютерной грамотности» 1 уровень

Реализация данной программы  позволяет обеспечить необходимый уровень практических умений работы на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни и работе в образовательных учреждениях

Базовый 2 уровень

Курс «Основы компьютерной грамотности 2-й уровень»

Реализация данной программы позволяет  расширить с помощью офисных приложений MS уровень практических умений работы педагога  на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний при создании и обработке электронных документов,  и электронных образовательных ресурсов, а также  для эффективного применения  в образовательной деятельности

Творческий и профессиональный

Курс «Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные средства обучения – как один из важных компонентов для повышения качества образования в средней и старшей школе»

Формирование и развитие у педагогов – предметников профессиональной компетентности в области использования прикладных программных средств, интернет-технологий и интерактивных средств обучения для организации учебного процесса, повышении мотивации обучающихся,  повышения качества образования, повышение ИКТ – компетентности педагога в рамках внедрения ФГОС

Создание ЦОР.

Творческий и профессиональный

Курс «Использование прикладных программных средств и Интернет -технологий в начальной школе для повышения эффективности учебного процесса »

Повышение у педагогических работников начальной школы профессиональной компетентности в области ИКТ в рамках внедрения ФГОС, а также использование прикладных программных средств, Интернет - технологий и интерактивных средств обучения  для организации учебного процесса и повышения мотивации учащихся.

Создание банка ЦОР.

Дистанционная поддержка педагогов в области ИКТ

Владение учителем Интернет –технологиями, при преподавании предмета, безусловно, повышает мотивацию учащихся  к изучению этого предмета.  Дистанционная форма общения между преподавателем и учениками, а также между учащимися воспитывает новую современную культуру общения в информационном пространстве сети Интернет, которую невозможно воспитать на обычном уроке. Появляется новый вид преподавателя – сетевой преподаватель, который должен научить школьников  не только общаться в сети, но  и учиться, открывая новые возможности информационного пространства и повышая при этом информационно-коммуникационную культуру.

В настоящее время на сервере ИМЦ существует Интернет-ресурс «Школа дистанционного обучения Курортного района»,  администратором и автором  которой является методист по информатизации.  На сайте созданы курсы для повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которые ведет методист ИМЦ в течение года:

  • курс «Основы компьютерной грамотности - 2 уровень» работает в дистанционном режиме и очном режиме;
  • курс «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» является интернет-поддержкой для педагогов, повышающих свою квалификацию в области ИКТ.

 

На сайте «Школа дистанционного обучения Курортного района»  создана  «Виртуальная школа» для педагогов, которая используется  в рамках курсов повышения квалификации при обучении учителей разработке и проведению курсов  в дистанционном режиме с использованием оболочки Moodle. 

Межкурсовая подготовка повышения квалификации педагогов ООО в области ИКТ.

Педагоги -  участники  распространения опыта в области ИКТ на городском уровне -  проводят районные мастер-классы, семинары, круглые столы по использованию ИКТ в педагогической деятельности. 

Мастер – класс «Использование QR- кода в образовательной деятельности ОУ»

Мастер-класс «Визуальная среда программирования Scratch как инструмент для создания электронных образовательных ресурсов»

Мастер – класс «Формирование исследовательских умений учащихся начальной школы средствами ИКТ при организации при организации проектной и исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС»

Выездной семинар «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент внедрения ФГОС. Возможности ИКТ в сопровождении образовательного процесса»

Районная конференция «Информационные технологии в образовательной деятельности ОУ Курортного района»

Секция в рамках городской конференции «Электронные образовательные ресурсы – как один из элементов обновления информационного содержания предмета география в урочной и внеурочной деятельности»

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с обучающимися и воспитанниками дошкольных учреждений.  Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в творческую лабораторию выступающего, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень ИКТ - компетентности малопродуктивен в автономном режиме. Поэтому нужно постоянное взаимодействие обучающихся педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых образовательных информационных технологий.  Методист по информатизации, находится  в постоянном поиске новых решений для внедрения ИКТ в образовательный процесс. В связи,  с этим каждая новая идея  отражается  в темах районных семинаров.

3 этап. Методическое сопровождение конкурсного движения педагогов

«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»                                                                                                    

                                                                                                                      Сеймур Пайперт

Городской Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» проводится в районе  ежегодно и пользуется большой популярностью.

На районном этапе происходит расширение диапазона номинаций районного уровня. Это позволяет увеличить количество  категорий участников, выявить потенциальных участников городского этапа фестиваля и сформировать группу перспективных педагогов. Методист составляет план мероприятий и организует индивидуальную (или групповую) работу с педагогами  в течение года для подготовки к следующему фестивалю. Разработаны многочисленные рекомендации к оформлению конкурсных документов, портфолио. В помощь педагогам в методическом кабинете собрана подборка специальной литературы. Кроме того, ведется целенаправленная работа по созданию банка материалов участников конкурсов (в том числе электронный банк). Хранятся материалы и тех участников, которые не стали победителями, чтобы можно было их проанализировать и учесть ошибки на будущее.           

К участию в районном этапе методист старается  привлекать именно молодых педагогов. Педагоги - стажисты, участвуя в конкурсных мероприятиях и демонстрируя свое мастерство, получают признание общественности за многолетний труд.  Молодые же педагоги  получают еще  бесценный опыт и творческий импульс для своего дальнейшего развития в области ИКТ.

После проведения районного этапа фестиваля проводится подведение итогов  в формате ежегодной конференции., на которой происходит чествование победителей. Конференция включает в себя 2 секции: 1 секция – для педагогов образовательных учреждений; 2-я секция – для педагогов дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. На конференцию приглашаются педагоги всех образовательных учреждений района. Свой опыт представляют   педагоги - победители районного этапа,  которые  рассказывают о фестивальной работе и  о том, почему была выбрана данная тема и как проходила работа над ней.

Одной из приоритетных целей методиста при осуществлении подготовки и сопровождения участников фестиваля  во время подготовительных мероприятий, – создать положительный эмоциональный настрой. После окончания фестиваля педагог должен увидеть, прежде всего, свои «плюсы», получить удовлетворение от участия, и захотеть поучаствовать еще раз. Для повышения мотивации педагогов на сайте ИМЦ  в разделе ЦИО создана страница  «Наши победители», на которой размещены списки педагогов – победителей, участников различных конкурсов в области ИКТ.

Районный этап регионального профессионального педагогического конкурса дистанционных проектов «Я познаю мир» проводится ежегодно. Конкурс проводится для педагогов образовательных учреждений, реализующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе инвалидов, с использованием дистанционных технологий. Методист разрабатывает положение о районном этапе в соответствии с рекомендациями. Результатом конкурса являются тематические дистанционные проекты, которые создаются учащимися  под руководством педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий. Публичное представление участниками своих проектов проходит в формате видеоконференции на районной вебинарной площадке (на базе ИМЦ установлен программно-аппаратный комплекс удаленного присутствия «Пеликан»).

Районный конкурс «Сетевые образовательные проекты».

Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов. Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.

Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество не только детей, но и их педагогов, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся,  а также меняет свою роль как учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта продвигаться в проекте.

Тема сетевых проектов меня очень заинтересовала, особенно в связи с тем, что наш район имеет сложную географическую конфигурацию в плане большой протяженности. В 2014 году мной был создан сайт «Сетевые образовательные проекты» и проведен первый проект «Электронная поздравительная открытка». За период с 2014 года по 2017 года в районе было реализовано 5 сетевых проектов:

  1. Сайт «Паутинка» - создание сетевого сообщества педагогов дошкольных образовательных учреждений Курортного района; данный сайт был создан на курсах повышения квалификации педагогов ГБДОУ в рамках зачетной работы под руководство методиста по информатизации;
  2.  «Электронная поздравительная открытка к юбилею Сестрорецка» - учебно – образовательный проект для учащихся 3-4 классов, посвященный юбилею любимого города; для проведения проекта методистом был создан сайт «Сетевые образовательные проекты».
  3. «Наше здоровье» - сетевой проект( конкурс) для педагогов дошкольных образовательных учреждений, который проводился на сайте «Паутинка»; в работе данного проекта приняли участие 13 команд педагогов ГБДОУ№13, 14, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 69 ( отделение дошкольного образования);
  4. «Край родной навек любимый…» - сетевой учебно-образовательный  проект  (интегрированный), краеведческой направленности для учащихся 5-6 классов, в котором приняли участники 5 ГБОУ№324, 445, 433, 556, 466;
  5. «Успешный педагог» - сетевой проект – конкурс для педагогов – предметников 5-6 классов. Для проведения конкурса методистом ИМЦ был создан сайт с использованием возможностей Google. Цели проекта: повышение ИКТ - компетентности педагогов - предметников общеобразовательных учреждений в свете образовательных стандартов второго поколения, путем создания и размещения электронных методических материалов; стимулирование творческого саморазвития учителей для осуществления образовательной деятельности с использованием интернет-технологий; расширение информационной среды  образовательных учреждений, повышение качества проведения и организации телекоммуникационных проектов; эффективное  применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В данном конкурсе приняли участие 7 команд из 7-ми  образовательных учреждений района: ГБОУ №324, 433, 442,  450, 466, 541.

Тема сетевых проектов на этом не закончилась. В моих планах организация районного конкурса «Фестиваль сетевых проектов».

Городской конкурс видеоуроков «Учись видеть»

В целях повышения эффективности обучения учащихся с применением дистанционных образовательных технологий и достижения более высокого качества образования за счет повышения ИКТ-компетентности педагогических работников образовательных учреждений проводится городской конкурс видеоуроков «Учись видеть».

На сайте ИМЦ есть информационная страница конкурса, на которой размещены ссылки на материалы и расписание консультаций для участников.

Педагоги района каждый год принимают участие в этом конкурсе, но победителей пока нет. С прошлого года в конкурсе активное участие принимают педагоги дошкольных образовательных учреждений и педагоги дополнительного образования. Все участники конкурса активно распространяют свой опыт работы над созданием видеоуроков в рамках районных семинаров.

Я считаю, что  своим личностным  отношением и примером использования в своей работе  всего нового и интересного в области ИКТ, а также через проведение районных  мероприятий, создаю мотивацию для педагогов к участию в  конкурсах.

4 этап. Обобщение и распространение опыта педагогов в области информационных технологий

Педагоги ОО района ежегодно активно участвуют в городских этап конкурсах, связанных созданием ЦОР.  Методист  района ведет реестр участников районного и городского этапа Фестиваля ИТ. Реестр помогает выявить ОО, которые являются активными участниками конкурса и в дальнейшем могут распространять в районе свой опыт для педагогов ОО, которые еще слабо вовлечены в конкурсную деятельность.

Для повышения мотивации педагогов, участвующих в конкурсах, связанных с использованием информационных технологий, на сайте ИМЦ создана  страница «Наши победители». Это своеобразная электронная доска почета. Здесь формируется список педагогов района, которые являлись победителями и лауреатами конкурсов в области ИКТ прошлых лет. По ссылкам можно попасть на сайты ОО и страницы педагогов и познакомиться с их деятельностью.

Создание  банка  электронных  ресурсов победителей конкурсов в области ИКТ

Создание  «Методической копилки»  является  формой  реализации идеи обновления работы с педагогическими кадрами. Создание этого ресурса является  поддержкой  результативного опыта работы педагогов в области ИКТ, а также  служит  условием  для распространения того лучшего, что было признано по итогам конкурсов и теперь может быть достойно представлено  для использования в работе коллег.

Таким образом, в Курортном районе сложилась система методической поддержки и мотивации педагогов для активного освоения и повышения компетентности  использования в образовательной деятельности информационных технологий.

 

 

 1. Вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий.

 

2. Организация методической поддержки педагогов в области ИКТ и сопровождение конкурсного движения

 

3. Формирование ИКТ- компетентности педагогических работников района

 

Минпросвещения России

КО

ooimp