- Информация о материале
- Категория: Фестиваль ИТ Фестиваль ИТ
- Просмотров: 2465 2465
XV Городской фестиваль использование информационых технологий в образовательной деятельности 2018-2019
Секция №2
участвующих в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий opened=0
Методическое сопровождение педагогов района, участвующих в конкурсах в области информационных технологий, как условие роста их ИКТ – компетентности
Леухина Елена Владимировна, методист по информатизации
Государственное бюджетное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Курортного района Санкт-Петербурга (ГБУ ДППО ЦПКС «ИМЦ») Курортного района Санкт-Петербурга
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь»
А. Дистервег
На сегодняшний день в нашем образовании происходят глубокие изменения и стремительные перемены. На смену прежнему стилю работы приходит новый стиль работы, и одним из показателей профессиональной компетентности педагогов является его способность к самообразованию разными методами: чтение новинок методической литературы, участие в семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня. Конкурсы – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и региональном уровне.
Таким образом, конкурсы ИТ рассматриваются как возможность диссеминации педагогических идей, а также как эффективная форма повышения квалификации педагога в области ИКТ. Более того, они являются средой, в которой выращиваются потребности к исследовательской деятельности, когда участник, нередко первоначально, выходит на исследование собственного опыта, рефлексию эффективности используемых методов и приёмов, описанию их характеристик и на этой основе − на осмысленное представление своих достижений педагогическому сообществу.
Конкурсы педагогических достижений любого уровня, в том числе и конкурсы по использованию информационных технологий, должны решать целый комплекс задач: выявлять и распространять эффективный педагогический опыт; создавать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников; активизировать творческую деятельность педагогов в сфере использования информационных технологий; выявлять оригинальные методики и приемы сопровождения методической поддержки учителей, участвующих в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий; способствовать распространению инновационных образовательных практик.
Основные факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:
- профессионально-личностный интерес;
- потребность в передаче приобретенного опыта;
- желание познакомиться с опытом других учителей;
- желание приобрести определенный профессиональный статус;
- желание повысить педагогическое мастерство;
- получить признание в педагогическом сообществе,
- стремление стать лучшим.
Положительные стороны участия педагогов в конкурсных мероприятиях в области информационных технологий:
- развитие творческого потенциала и способностей, компетенций педагогов, активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, профессионального общения;
- возможность заявить о внедрении новых информационных образовательных технологий, а также внедрить в образовательный процесс свой передовой опыт.
В связи с этим повышается роль методиста и методической службы в оказании помощи и поддержки педагогу, решившему принять участие в конкурсе по информационным технологиям. Специфика методического сопровождения педагога выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу ИТ и предполагает непрерывность деятельности обеих сторон.
Этапы, через которые проходит педагог в процессе участия в конкурсе:
- I этап – вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий;
- II этап – формирование ИКТ - компетентности педагогических работников района;
- III этап – постконкурсный, на котором осуществляется прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, происходит более глубокое осмысление профессиональных ценностей, необходимости роста профессиональной успешности.
Цель методической работы: оказание методической помощи педагогам, принимающим участие в конкурсах в области ИКТ.
Задачи:
- осуществлять методические сопровождение использования ИКТ;
- создавать условия для повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ;
- обобщать и распространять педагогический опыт в области использования ИКТ;
- активизировать работу учителей по участию в районных, городских, региональных и всероссийских конкурсах в области ИКТ.
Методист должен владеть ИКТ - компетенцией на высоком профессиональном уровне, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Это требует и от самого методиста непрерывного повышения собственной квалификации. Как районный методист по информатизации я постоянно занимаюсь самообразованием и активно распространяю свой опыт через районные и городские семинары, конференции, мастер–классы, которые проводятся в районе, на базе СПб АППО, СПБЦОКО и ИТ и ОУ Санкт-Петербурга; выступаю с докладами; имею печатные работы.
1 этап. Вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий.
В нашем районе сложилась традиция проведения конкурсных мероприятий для педагогов с использованием информационных технологий: районный этап городского фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности; районный конкурс сетевых образовательных проектов; региональный профессиональный педагогический конкурс дистанционных проектов «Я познаю мир», городской конкурс видеоуроков «Учись видеть».
Методическое сопровождение педагогов ОО происходит с учетом анализа за прошедший год, при этом учитываются индивидуальные запросы и потребности педагогов. Первоначально проводятся тематические мониторинги:
- мониторинг «ИКТ-компетенция педагогических кадров» с помощью АИСУ «ПараГраф»;
- мониторинг «ИКТ–компетентность педагогов Курортного района»;
- мониторинг наличия и использования средств информатизации в ГБДОУ и УДО;
- мониторинг участия педагогов в Городском фестивале ИКТ.
После проведения каждого мониторинга составляются аналитические справки , которые дают возможность сделать сравнение и оценку за отчетный период и наметить план мероприятий. Через анкетирование в области ИКТ выявляются затруднения, которые испытывают педагоги, и по результатам исследований планируются консультации и межкурсовая работа.
По итогам мониторинговых исследований в образовательных учреждениях наметились благоприятные тенденции:
- совершенствуется материально-техническая база ОО;
- формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях;
- расширяются знания педагогических кадров в области информационных и интерактивных технологий.
2 этап. Формирование ИКТ - компетентности педагогических работников района
Базовые ИКТ - компетентности учителя определены квалификационными характеристиками в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» и профессиональном стандарте "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Повышение квалификации современного учителя в области формирования ИКТ - компетентности требует его знакомства с электронными образовательными ресурсами в конкретной предметной области и методикой их внедрения в учебный процесс, а также формирования навыков работы в информационном пространстве, самостоятельного освоения новых ресурсов и технологий в рамках последующего неформального обучения.
Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность путем использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта, что требует периодического обновления программ повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями времени.
Организация курсовой подготовки педагогов в области ИКТ на базе ИМЦ
Для повышения профессионального уровня педагогов района в области ИКТ методистом разработаны 4 модуля программы «Использование информационно-коммуникационных технологий в практической образовательной деятельности»:
- «Использование прикладных программных средств и Интернет - технологий в начальной школе для повышения эффективности учебного процесса »;
- «Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные средства обучения как один из важных компонентов для повышения качества образования в средней и старшей школе»;
- «Основы компьютерной грамотности - 1 уровень»;
- «Основы компьютерной грамотности - 2 уровень» (очная и дистанционная форма обучения)
На сайте ИМЦ размещен перечень курсов повышения квалификации педагогов в области ИКТ на базе ИМЦ:
Уровень подготовки |
Наименование курса |
Формируемые компетентности |
Базовый 1 уровень |
Курс «Основы компьютерной грамотности» 1 уровень |
Реализация данной программы позволяет обеспечить необходимый уровень практических умений работы на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни и работе в образовательных учреждениях |
Базовый 2 уровень |
Курс «Основы компьютерной грамотности 2-й уровень» |
Реализация данной программы позволяет расширить с помощью офисных приложений MS уровень практических умений работы педагога на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний при создании и обработке электронных документов, и электронных образовательных ресурсов, а также для эффективного применения в образовательной деятельности |
Творческий и профессиональный |
Курс «Цифровые образовательные ресурсы и интерактивные средства обучения – как один из важных компонентов для повышения качества образования в средней и старшей школе» |
Формирование и развитие у педагогов – предметников профессиональной компетентности в области использования прикладных программных средств, интернет-технологий и интерактивных средств обучения для организации учебного процесса, повышении мотивации обучающихся, повышения качества образования, повышение ИКТ – компетентности педагога в рамках внедрения ФГОС Создание ЦОР. |
Творческий и профессиональный |
Курс «Использование прикладных программных средств и Интернет -технологий в начальной школе для повышения эффективности учебного процесса » |
Повышение у педагогических работников начальной школы профессиональной компетентности в области ИКТ в рамках внедрения ФГОС, а также использование прикладных программных средств, Интернет - технологий и интерактивных средств обучения для организации учебного процесса и повышения мотивации учащихся. Создание банка ЦОР. |
Дистанционная поддержка педагогов в области ИКТ
Владение учителем Интернет –технологиями, при преподавании предмета, безусловно, повышает мотивацию учащихся к изучению этого предмета. Дистанционная форма общения между преподавателем и учениками, а также между учащимися воспитывает новую современную культуру общения в информационном пространстве сети Интернет, которую невозможно воспитать на обычном уроке. Появляется новый вид преподавателя – сетевой преподаватель, который должен научить школьников не только общаться в сети, но и учиться, открывая новые возможности информационного пространства и повышая при этом информационно-коммуникационную культуру.
В настоящее время на сервере ИМЦ существует Интернет-ресурс «Школа дистанционного обучения Курортного района», администратором и автором которой является методист по информатизации. На сайте созданы курсы для повышения квалификации педагогов в области ИКТ, которые ведет методист ИМЦ в течение года:
- курс «Основы компьютерной грамотности - 2 уровень» работает в дистанционном режиме и очном режиме;
- курс «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» является интернет-поддержкой для педагогов, повышающих свою квалификацию в области ИКТ.
На сайте «Школа дистанционного обучения Курортного района» создана «Виртуальная школа» для педагогов, которая используется в рамках курсов повышения квалификации при обучении учителей разработке и проведению курсов в дистанционном режиме с использованием оболочки Moodle.
Межкурсовая подготовка повышения квалификации педагогов ООО в области ИКТ.
Педагоги - участники распространения опыта в области ИКТ на городском уровне - проводят районные мастер-классы, семинары, круглые столы по использованию ИКТ в педагогической деятельности.
Мастер – класс «Использование QR- кода в образовательной деятельности ОУ»
Районная конференция «Информационные технологии в образовательной деятельности ОУ Курортного района»
Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с обучающимися и воспитанниками дошкольных учреждений. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в творческую лабораторию выступающего, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень ИКТ - компетентности малопродуктивен в автономном режиме. Поэтому нужно постоянное взаимодействие обучающихся педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых образовательных информационных технологий. Методист по информатизации, находится в постоянном поиске новых решений для внедрения ИКТ в образовательный процесс. В связи, с этим каждая новая идея отражается в темах районных семинаров.
3 этап. Методическое сопровождение конкурсного движения педагогов
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт
Городской Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» проводится в районе ежегодно и пользуется большой популярностью.
На районном этапе происходит расширение диапазона номинаций районного уровня. Это позволяет увеличить количество категорий участников, выявить потенциальных участников городского этапа фестиваля и сформировать группу перспективных педагогов. Методист составляет план мероприятий и организует индивидуальную (или групповую) работу с педагогами в течение года для подготовки к следующему фестивалю. Разработаны многочисленные рекомендации к оформлению конкурсных документов, портфолио. В помощь педагогам в методическом кабинете собрана подборка специальной литературы. Кроме того, ведется целенаправленная работа по созданию банка материалов участников конкурсов (в том числе электронный банк). Хранятся материалы и тех участников, которые не стали победителями, чтобы можно было их проанализировать и учесть ошибки на будущее.
К участию в районном этапе методист старается привлекать именно молодых педагогов. Педагоги - стажисты, участвуя в конкурсных мероприятиях и демонстрируя свое мастерство, получают признание общественности за многолетний труд. Молодые же педагоги получают еще бесценный опыт и творческий импульс для своего дальнейшего развития в области ИКТ.
После проведения районного этапа фестиваля проводится подведение итогов в формате ежегодной конференции., на которой происходит чествование победителей. Конференция включает в себя 2 секции: 1 секция – для педагогов образовательных учреждений; 2-я секция – для педагогов дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. На конференцию приглашаются педагоги всех образовательных учреждений района. Свой опыт представляют педагоги - победители районного этапа, которые рассказывают о фестивальной работе и о том, почему была выбрана данная тема и как проходила работа над ней.
Одной из приоритетных целей методиста при осуществлении подготовки и сопровождения участников фестиваля во время подготовительных мероприятий, – создать положительный эмоциональный настрой. После окончания фестиваля педагог должен увидеть, прежде всего, свои «плюсы», получить удовлетворение от участия, и захотеть поучаствовать еще раз. Для повышения мотивации педагогов на сайте ИМЦ в разделе ЦИО создана страница «Наши победители», на которой размещены списки педагогов – победителей, участников различных конкурсов в области ИКТ.
Районный этап регионального профессионального педагогического конкурса дистанционных проектов «Я познаю мир» проводится ежегодно. Конкурс проводится для педагогов образовательных учреждений, реализующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе инвалидов, с использованием дистанционных технологий. Методист разрабатывает положение о районном этапе в соответствии с рекомендациями. Результатом конкурса являются тематические дистанционные проекты, которые создаются учащимися под руководством педагогов с использованием дистанционных образовательных технологий. Публичное представление участниками своих проектов проходит в формате видеоконференции на районной вебинарной площадке (на базе ИМЦ установлен программно-аппаратный комплекс удаленного присутствия «Пеликан»).
Районный конкурс «Сетевые образовательные проекты».
Современную глобальную сеть вряд ли уже можно представить без блогов, социальных сетей, облака сервисов какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google и т.д.), Википедии, и подобных ей ресурсов. Технологии Web 2.0 прочно укрепились в нашей повседневной жизни, как средства коммуникации (социальные сети: Facebook, Twitter, Вконтакте), быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства» (Wiki, блоги). Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. Во всех сферах технологии Web 2.0, наибольшее значение для обучения имеет совместная созидательная деятельность.
Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество не только детей, но и их педагогов, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. При этом педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся, а также меняет свою роль как учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта продвигаться в проекте.
Тема сетевых проектов меня очень заинтересовала, особенно в связи с тем, что наш район имеет сложную географическую конфигурацию в плане большой протяженности. В 2014 году мной был создан сайт «Сетевые образовательные проекты» и проведен первый проект «Электронная поздравительная открытка». За период с 2014 года по 2017 года в районе было реализовано 5 сетевых проектов:
- Сайт «Паутинка» - создание сетевого сообщества педагогов дошкольных образовательных учреждений Курортного района; данный сайт был создан на курсах повышения квалификации педагогов ГБДОУ в рамках зачетной работы под руководство методиста по информатизации;
- «Электронная поздравительная открытка к юбилею Сестрорецка» - учебно – образовательный проект для учащихся 3-4 классов, посвященный юбилею любимого города; для проведения проекта методистом был создан сайт «Сетевые образовательные проекты».
- «Наше здоровье» - сетевой проект( конкурс) для педагогов дошкольных образовательных учреждений, который проводился на сайте «Паутинка»; в работе данного проекта приняли участие 13 команд педагогов ГБДОУ№13, 14, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 69 ( отделение дошкольного образования);
- «Край родной навек любимый…» - сетевой учебно-образовательный проект (интегрированный), краеведческой направленности для учащихся 5-6 классов, в котором приняли участники 5 ГБОУ№324, 445, 433, 556, 466;
- «Успешный педагог» - сетевой проект – конкурс для педагогов – предметников 5-6 классов. Для проведения конкурса методистом ИМЦ был создан сайт с использованием возможностей Google. Цели проекта: повышение ИКТ - компетентности педагогов - предметников общеобразовательных учреждений в свете образовательных стандартов второго поколения, путем создания и размещения электронных методических материалов; стимулирование творческого саморазвития учителей для осуществления образовательной деятельности с использованием интернет-технологий; расширение информационной среды образовательных учреждений, повышение качества проведения и организации телекоммуникационных проектов; эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В данном конкурсе приняли участие 7 команд из 7-ми образовательных учреждений района: ГБОУ №324, 433, 442, 450, 466, 541.
Тема сетевых проектов на этом не закончилась. В моих планах организация районного конкурса «Фестиваль сетевых проектов».
Городской конкурс видеоуроков «Учись видеть»
В целях повышения эффективности обучения учащихся с применением дистанционных образовательных технологий и достижения более высокого качества образования за счет повышения ИКТ-компетентности педагогических работников образовательных учреждений проводится городской конкурс видеоуроков «Учись видеть».
На сайте ИМЦ есть информационная страница конкурса, на которой размещены ссылки на материалы и расписание консультаций для участников.
Педагоги района каждый год принимают участие в этом конкурсе, но победителей пока нет. С прошлого года в конкурсе активное участие принимают педагоги дошкольных образовательных учреждений и педагоги дополнительного образования. Все участники конкурса активно распространяют свой опыт работы над созданием видеоуроков в рамках районных семинаров.
Я считаю, что своим личностным отношением и примером использования в своей работе всего нового и интересного в области ИКТ, а также через проведение районных мероприятий, создаю мотивацию для педагогов к участию в конкурсах.
4 этап. Обобщение и распространение опыта педагогов в области информационных технологий
Педагоги ОО района ежегодно активно участвуют в городских этап конкурсах, связанных созданием ЦОР. Методист района ведет реестр участников районного и городского этапа Фестиваля ИТ. Реестр помогает выявить ОО, которые являются активными участниками конкурса и в дальнейшем могут распространять в районе свой опыт для педагогов ОО, которые еще слабо вовлечены в конкурсную деятельность.
Для повышения мотивации педагогов, участвующих в конкурсах, связанных с использованием информационных технологий, на сайте ИМЦ создана страница «Наши победители». Это своеобразная электронная доска почета. Здесь формируется список педагогов района, которые являлись победителями и лауреатами конкурсов в области ИКТ прошлых лет. По ссылкам можно попасть на сайты ОО и страницы педагогов и познакомиться с их деятельностью.
Создание банка электронных ресурсов победителей конкурсов в области ИКТ
Создание «Методической копилки» является формой реализации идеи обновления работы с педагогическими кадрами. Создание этого ресурса является поддержкой результативного опыта работы педагогов в области ИКТ, а также служит условием для распространения того лучшего, что было признано по итогам конкурсов и теперь может быть достойно представлено для использования в работе коллег.
Таким образом, в Курортном районе сложилась система методической поддержки и мотивации педагогов для активного освоения и повышения компетентности использования в образовательной деятельности информационных технологий.
1. Вовлечение педагогов в конкурсное движение, связанное с использованием информационных технологий.
2. Организация методической поддержки педагогов в области ИКТ и сопровождение конкурсного движения
3. Формирование ИКТ- компетентности педагогических работников района