26 февраля в гимназии № 433 состоялся городской семинар "Комплексное изучение отечественной культуры 1941 - 1945 гг. в рамках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности". Семинар был организован при поддержке кафедры социального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Информационно-методического центра Курортного района.

Мероприятие было адресовано широкой аудитории: администрации образовательных организаций, учителям истории, литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, мировой художественной культуры, основ духовно-нравственной культуры народов России, учителям начальной школы, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования. В семинаре приняли участие более 40 человек, было представлено 9 докладов.

Цель семинара – предоставить педагогам образовательных организаций методическую помощь для разработки и проведения мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне в год 75-летия Великой Победы.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Елена Михайловна Волкова, Почетный работник общего образования Российской Федерации, директор гимназии № 433. Елена Михайловна охарактеризовала систему работы по духовно-патриотическому воспитанию в гимназии, охватывающую все виды учебной и внеучебной работы в начальной, основной и средней школе.

В связи с последними изменениями в школьной программе в рамках предмета «История России», изучение одной из самых ярких и трагичных страниц в отечественной истории, Великой Отечественной войны, ведется только в 10-м классе. Однако очевидно, что начинать патриотическое воспитание необходимо в младшей школе. О том, как говорить с детьми о культуре 1941 – 1945 гг. подготовили доклад Светлана Александровна Шигицева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов и Юлия Вячеславовна Пугаева, учитель начальных классов. Педагоги разработали свои методические рекомендации на материале детской художественной литературы военного времени.

В основной и средней школе обучающиеся узнают о роли, которую сыграли мастера искусства. Они сражались словом, кистью и резцом, создавали литературные и музыкальные произведения, полотна и скульптуры, снимали фильмы, поддерживающие дух бойцов и тружеников тыла, укрепляющие людей, оказавшихся на оккупированных врагом территориях. Каким образом использовать материал по культурологии военной эпохи на школьных уроках рассказала Марина Александровна Левашко, Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, основ духовно-нравственной культуры народов России.

Музыке, рожденной войной, посвятила свое выступление Жанна Викторовна Ушакова, методист, учитель музыки. Педагог подчеркнула, что музыкальное искусство 1941-1945 гг. было напоено беспредельной любовью к Родине. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Для 5 – 11 классов в гимназии разработана и результативно применяется система изучения художественной литературы о Великой Отечественной войне. Методические рекомендации по освоению этой системы предложили Елена Васильевна Кочетова, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы и Валентина Ивановна Везо, Заслуженный учитель Российской Федерации, учитель русского языка и литературы.

Возможности изучения периода 1942 – 1945 гг. на внеклассных мероприятиях и во внеурочной деятельности были отражены в докладах Марины Сергеевны Пупцевой, учителя русского языка и литературы («Искусство и время») и Татьяны Николаевны Баученковой Почетного работника общего образования Российской Федерации, педагога-организатора (Проект школьного телевидения «Детские дома Ленинграда в годы Великой Отечественной войны»).

Методические рекомендации по интенсификации обучения средствами театрализации и исторической реконструкции на уроках истории предложил Александр Анатольевич Демьянчук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель истории.

В заключение семинара был представлен доклад Александра Сергеевича Захова, эксперта Государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов по истории, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 466 Курортного района. Эксперт дал рекомендации по подготовке к экзамену по вопросам, связанным с развитием культуры и знанием фактов истории культуры, в частности периода 1941 – 1945 гг., которые традиционно вызывают у учащихся определенные трудности.

Подвела итоги семинара Ирина Николаевна Егорова, кандидат искусствоведения, методист ГБУ ИМЦ Курортного района. Ее выступление было посвящено необходимости формирования эстетического мировоззрения у школьников на всех уровнях обучения.

Слушатели семинара дали высокую оценку методической работы учителей гимназии, а также организации и проведению мероприятия.

Минпросвещения России

КО

ooimp